Пространство - как элемент формы зданийПространство — как элемент формы зданий.

Люди будут хорошо себя чувствовать только в таком здании, где физическое пространство, очерченное колоннами, стенами и потолками, согласуется с социальным пространством, определяемым присутствием тех или иных групп людей и видами их деятельности.

Однако же такое согласование очень редко наблюдается в современном строительстве. Чаще всего физическое пространство не согласуется с социальным. Современное строительство, то есть тот вид строительства, который широко практикуется в середине двадцатого столетия, обычно загоняет социальное пространство в рамки здания, форма которого диктуется инженерными соображениями.

Есть два различных варианта оправданий для такой несогласованности.

С одной стороны, бывают здания с очень жесткими требованиями к форме конструкции, что действительно заставляет приспосабливать к ней социальное пространство, примерами этого являются гиперболические параболоиды и натяжные конструкции.

С другой стороны, существуют здания с очень малым количеством конструктивных элементов, которые представляют собой несколько гигантских колонн, и ничего больше. В таких зданиях социальное пространство очерчивается с помощью легких перегородок, не являющихся частью конструкции: их можно свободно двигать в нейтральном физическом пространстве, которое создается исходя из инженерных соображений. В обоих случаях такая несогласованность наносит очень существенный вред по совершенно разным причинам.

В первом случае такие конструкции вредны просто потому, что они жестко ограничивают социальное пространство и делают его несоответствующим естественным потребностям. Если говорить более конкретно, то люди в состоянии самостоятельно спроектировать свои дома, и в планах, которые они разрабатывают, будучи не связанными другими соображениями, с удивительной частотой встречается свободная компоновка, всегда прекрасно учитывающая нюансы их образа жизни и привычек.

Любая конструкция, форма которой делает невозможной реализацию этих планов и вынуждает втискивать их в строгие рамки чуждой человеку геометрии, руководствуясь исключительно конструкционными принципами, наносит социальный вред.

Можно, конечно, возразить, что конструктивные требования, предъявляемые к зданию, являются такой же неотъемлемой частью его природы, как и социально-психологические потребности его обитателей. Пожалуй, этот довод мог бы звучать убедительно, если бы в действительности не существовало возможности строительства зданий, куда лучше соответствующих нежестким планам, в которых во главу угла ставятся только виды деятельности, которые будут присутствовать в здании.

Но благодаря нескольким основным принципам становится совершенно понятно, что на самом деле есть способы строительства, которые являются конструктивно обоснованными, но в то же время прекрасно согласуются с устройством социального пространства, совершенно не требуя жертвовать им. Поэтому ясно, что мы можем с полным правом отказаться от любых конструкций, которые невозможно полностью адаптировать к формам организации пространства, продиктованным социальной необходимостью.

Что можно сказать о другом типе несогласованности между социальным пространством и формой здания, когда за счет конструкции образуются громадные площади помещений со свободной планировкой, где нет почти ничего, кроме редко расставленных колонн, а социальное пространство там может быть образовано только с помощью перегородок, которые не являются частью конструкции здания.

В таких случаях в проект нельзя включить, например, двустороннее освещение комнат просто невозможно осуществить в прямоугольном помещении огромного размера. Но в таких зданиях возникает еще один разлад между социальным пространством и конструкцией здания, обусловленный тем, что они в буквальном смысле не связаны друг с другом. Технический проект здания разработан по своим законам, а социальное пространство организуется по своим законам, и они не совпадают друг с другом.

Это несовпадение ощущается и воспринимается не просто как несовпадение, а как принципиальная и вызывающая беспокойство несогласованность в социальной ткани здания, из-за чего люди ощущают неудобство и неуверенность в себе и в своих отношениях с внешним миром. Рассмотрим четыре возможных объяснения этому.

Во-первых . жизненно важным является наличие помещений, необходимость в которых обоснована в некоторых шаблонах, посвященных социальным и психологическим потребностям. Если помещения неправильно устроены, то эти потребности не удовлетворены, а проблемы остаются нерешенными. Поскольку эти помещения так необходимы, то понятно, что они должны восприниматься как настоящие помещения, а не просто места, наугад отгороженные тонкими перегородками и в минимальной степени соответствующие реальным потребностям людей. Например, если входная группа образована с помощью тонких перегородок, от нее не будет толку, люди не будут воспринимать ее всерьез. Только в том случае, когда помещения образованы с помощью наиболее прочных и массивных элементов конструкции, они будут восприниматься должным образом, и тогда соответствующие потребности будут полностью удовлетворены.

Во-вторых . здание будет казаться чужеродным, если человек не в состоянии интуитивно и однозначно понять, как оно устроено и что с чем соединяется. Здания непонятной конструкции создают еще одну брешь в человеческом понимании устройства окружающей среды. Мы знаем, что это очень важно для детей, и подозреваем, что это должно быть важным и для взрослых.

В-третьих . если социальное пространство окружено, как тканью, несущими конструкциями, которые поддерживают его организацию, то происходит сложение сил тяжести и сил социального притяжения, и человек ощущает уравновешенность всех сил, действующих в определенном помещении. Пребывание в помещении, где все силы взаимно уравновешены, создает ощущение цельности и абсолютного покоя. Это как сидеть под раскидистым дубом: в природных объектах происходит естественное взаимное уравновешивание всех действующих на них сил, и в этом смысле они являются цельными и сбалансированными.

В-четвертых . с точки зрения психологического восприятия границы помещения определяются его углами. Точно так же, как четыре точки образуют фигуру, которую вы воспринимаете как прямоугольник, так и четыре опоры (или больше) очерчивают воображаемые границы пространства вокруг них.

Таков основной принцип формирования пространства с помощью объемных элементов. Если объемные элементы, образующие конструкцию здания, находятся не по углам социального пространства, то вместо этого они, в сущности, будут формировать границы других пространств, не согласующихся с задуманными. Здание будет создавать ощущение психологического покоя только в том случае, если углы комнат ясно обозначены и сформированы самыми объемными конструктивными элементами (по крайней мере в большинстве случаев.

— первый принцип строительства: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы форма здания определялась преимущественно инженерными соображениями. Несущие элементы — колонны, стены и перекрытия должны располагаться в соответствии с социальной организацией пространства в здании, никогда не следует приспосабливать социальное пространство к инженерным конструкциям.

— ваши планировочные решения гарантированно обеспечат правильную организацию социального пространства, если по углам каждого такого пространства будут располагаться угловые колонны (углы), — а над каждой комнатой и каждым социальным пространством будет находиться отдельный и ясно различимый свод сводчатые перекрытия.

От admin

Добавить комментарий