Карта сайта Контакты Главная
Сегодня:
















Скрыть рекламный блок
 » » Раздел 3Строительно-монтажные работы


Раздел 3Строительно-монтажные работыСтроительно-монтажные работы при сооружении линий электропередачи выполняются по проектам, которые выпускаются специализированными проектными организациями. Основные элементы воздушной линии электропередачи представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Основные элементы линии электропередачи.

3.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Прежде чем приступить к выполнению строительно-монтажных работ, на ВЛ необходимо осуществить комплекс подготовительных мероприятий.

К подготовительным работам относятся.

приемка от заказчика проектной документации и производственного пикетажа на месте прохождения ВЛ.

расчистка трассы от леса, кустарников и т. п.; сооружение временных дорог, переправ через реки.

снос строений, находящихся на линии трассы и в непосредственной близости от нее.

сооружение временного жилья, если это предусмотрено проектом, баз хранения материалов, оборудования, баз механизации и автобаз.

создание полигонов для укрупнительной сборки опор.

при необходимости – переустройство пересекаемых ВЛ, радио-и телефонных линий.

В подготовительные работы также входит изучение проекта и составление проекта производства работ (ППР). При изучении рабочего проекта необходимо обращать внимание на выбор трассы ВЛ, технические решения по сооружению переходов через водные преграды, электрифицированные железные дороги, гидротехнические сооружения и т. д. В процессе приемки производственного пикетажа на месте проверяются все осевые знаки по трассе, их соответствие журналу расстановки опор и правильность выполнения на них надписей. Результаты приемки производственного пикетажа оформляются приемосдаточным актом.

По материалам рабочего проекта, проекта организации строительства и натурного изучения трассы ВЛ составляется проект производства работ. В проекте производства работ решаются вопросы организации работ, технология их выполнения, потребность в машинах и в кадрах, производство работ на сложных участках трассы ВЛ и экономика строительства.

Правила разработки, состав и содержание ППР на строительство установлены СНиП 12–01—2004. В состав ППР входит техническая документация по организации работ, в том числе.

схема организации строительства ВЛ с указанием количества и расположения монтажных участков и границ их действия.

ведомость физических объемов работ по видам в целом по линии и отдельно по монтажным участкам.

ведомость основных строительно-монтажных материалов, оборудования и конструкций в целом по линии и отдельно по монтажным участкам.

схема расположения оборудованных и оснащенных механизмами пунктов для приемки необходимых грузов.

графики выполнения работ по видам с учетом конечных сроков.

графики поставки основных строительно-монтажных материалов, оборудования и конструкций с учетом сроков выполнения отдельных видов работ и работы в целом.

расчеты потребности в рабочей силе, средствах механизации, автотранспорте и спецтранспорте в целом по линии и отдельно по участкам.

перечень необходимых временных сооружений с указанием мест и сроков строительства.

В раздел ППР «Технология выполнения работ» входят: схемы разгрузки и складирования материалов и конструкций; схемы вывоза на трассу конструкций, материалов и оборудования.

технологические карты выполнения земляных работ.

технологические карты сооружения фундаментов.

технологические карты по монтажу опор.

схемы развоза провода, троса и оборудования по трассе.

технологические карты по монтажу проводов.

ведомости потребности в инструменте, такелаже, приспособлениях с разбивкой по монтажным участкам.

В раздел «Экономика строительства ВЛ» входят.

полная сметная стоимость ВЛ.

сметная стоимость строительно-монтажных работ.

стоимость транспортирования материалов и конструкций.

мероприятия по сокращению сроков строительства и стоимости сооружения ВЛ.

В раздел «Производство работ на сложных участках трассы» входят.

графики поставки конструкций, материалов и оборудования и вывоза их к месту производства работ.

графики производства работ.

ведомости объемов работ.

схемы и технологические карты транспортных и строительно-монтажных работ.

ведомости потребности в рабочей силе, машинах и механизмах.

В этом разделе решаются вопросы организации и технологии производства работ на сильно заболоченных участках трассы ВЛ, на переходах ВЛ через судоходные реки, железные дороги, каналы, на особо стесненных участках и на участках трассы ВЛ, проходящих вблизи действующих линий электропередачи.

3.1.1. Вырубка просек.

При прохождении трассы ВЛ через лесные массивы и зеленые насаждения, прежде чем приступить к строительству линии электропередачи, осуществляется вырубка просеки. Проектная ширина вырубаемой просеки определяется исключением случаев падения деревьев на провода. На границе просеки, идущей вдоль ВЛ, не должно оставаться высоких деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ. Предельная высота деревьев, угрожающих падением на провода, приведена в табл. 3.1.

Предельная высота деревьев на границе просеки.

После вырубки просеки остающиеся пни должны быть высотой не более 10 см при диаметре деревьев до 30 см и не более 1/3 диаметра дерева толщиной более 30 см. В местах, где создается проезд для автомобильного и гусеничного транспорта, а также строительных машин, пни должны срезаться под уровень земли.

Вырубка кустарника на рыхлых почвах, крутых склонах, на берегах рек, заливаемых в паводок, не допускается. Показатели, характеризующие густоту мелколесья и кустарника, приведены в табл. 3.2.

Показатели, характеризующие густоту мелколесья и кустарника.

Перед вырубкой просеки должны быть обозначены на местности границы просеки, установлена технологическая схема вырубки просеки, в которой определяется направление валки деревьев, выбираются пути трелевки и места штабелевки древесины, подготавливаются площадки для обрезки от сучьев и раскряжевки деревьев. Направление валки деревьев выбирается с учетом размеров и направления наклона ствола, формы кроны, направления и силы ветра.

Технологическая последовательность вырубки просеки зависит от способа валки деревьев – машинами или вручную. Машинная валка в основном применяется на трассе со спокойным рельефом и большими объемами вырубки. Ручная валка применяется при сложном рельефе и при мелких разрозненных лесосеках. При машинной валке используются валочно-пакетирующие машины, а при ручной валке – бензомоторные и электрические цепные пилы и гидроклинья.

Транспортирование деревьев с просеки и в первом, и во втором случаях осуществляется трелевочными тракторами. При машинной валке разработка просеки валочно-пакетирующими машинами производится лентами шириной до 3 м, параллельными направлению трелевки. Расстояние от штабелей складированного леса до оси трассы должно быть не менее 15 м.

Объем древесины, получаемой с 1 га леса различной густоты и крупности, должен определяться с помощью лесотаксационных данных, а при отсутствии таковых объем древесины следует принимать в соответствии с табл. 3.3.

Примерный выход древесины, получаемый при вырубке леса различной густоты и крупности.

При ручной валке проводится подготовка рабочего места, во время которой в радиусе от 1,0 до 1,5 м вокруг сваливаемого дерева для вальщика очищается площадка от кустарника, пней, снега. Очищаются отходные дорожки длиной 4–6 м c обратной стороны подпила под углом 45° к плоскости валки. Валка дерева начинается с его подпила со стороны направления валки. Глубина подпила (табл. 3.4) зависит от наклона дерева и направления ветра. Диаметр ствола дерева измеряется на высоте 1,3 м от поверхности земли.

Глубина подпила дерева при ручной валке леса.

Форма подпила зависит от диаметра срезаемого дерева: у деревьев диаметром до 18 см подпил выполняется одним резом, диаметром 18–50 см – двумя горизонтальными резами, диаметром более 50 см – резом прямоугольной формы. Окончательное спиливание дерева производится с противоположной стороны подпила горизонтальным резом на уровне верхней кромки подпила не полностью, а оставляя недопил.

Ширина недопила дерева при ручной валке леса.

Дерево валят, упираясь в ствол руками, а при диаметре ствола выше 20 см – гидроклином. Валку деревьев ведут от середины лесосеки вершинами или комлями в сторону трелевки.

Свои особенности имеет валка деревьев на склонах гор. При крутизне склона до 20° порядок вырубки деревьев на трассе ВЛ не отличается от порядка равнинной вырубки. При крутизне склона более 20° одновременная валка и трелевка леса не допускается. На склонах с уклоном выше 30° валку деревьев производят поперек склона снизу вверх. Деревья вверху склона валят после того, как будут вывезены деревья ниже по склону. Сучья обрезают перед трелевкой хлыстов к месту их штабелевки, вершины деревьев срезают под прямым углом при диаметре среза 8 см.

Обрубленные сучья складируют по бокам просеки на расстоянии не менее 5 м от ее края.

3.1.2. Лежневые дороги.

Лежневые дороги устраивают при сооружении ВЛ на участках прохождения дорог по слабым увлажненным грунтам и болотам. Для устройства дорог применяется лесоматериал, полученный на месте вырубки, вне зависимости от сортности. Сооружение этих дорог осуществляется из предварительно заготовленных щитовлаг и колесопроводов. ОАО «Севзапэнергосетьпроект» разработана документация на устройство дорог восьми типов. Расход материалов и характеристика лежневых дорог приведены в табл. 3.6 и 3.7.

Длина щитов для лежневых дорог – от 4 до 7 м и ширина 3 и 3,2 м. Длина колесопроводов, собираемых в щиты, 9,6 м – для дорог типа I–IV; 8,8 м – для дорог типа V и VII и 10 м – для дорог типа VIII, а ширина – соответственно 1; 2,1 и 0,8 м.

Расход материалов на устройство 1 км лежневых дорог, прокладываемых по слабым грунтам и болотам.

3.1.3. Ледовые переправы.

При организации ледовой переправы руководствуются назначением переправы (пешеходная, автомобильная и т. д.), интенсивностью грузопотока, шириной, глубиной и скоростью течения реки или водоема, характеристикой ледового покрова (структура и толщина льда) и снежного покрова.

Если переправа организуется вблизи работающей ГЭС, то обязательно должен учитываться режим ее работы. Ледовая дорога очищается от снега на ширину не менее 10 м от оси полосы движения в обе стороны и обозначается вехами. Расстояние между вехами – от 15 до 20 м. Ледовые дороги устраиваются только односторонними и однорядными. Расстояние между двумя полосами движения принимается не менее 100 м.

При определении толщины льда толщина снегового льда (отличается по структуре и цвету) не учитывается. Для определения толщины льда пробиваются лунки диаметром от 6 до 10 см по обеим сторонам дороги на расстоянии 5 м от ее продольной оси в шахматном порядке через каждые 10–20 м по длине. Лунки должны быть ограждены снеговым валиком высотой 0,2–0,3 м и шириной 0,5 м, а также закрыты щитами из досок. На прибрежном участке трассы лунки должны пробиваться через каждые 3–5 м. Это необходимо для своевременного обнаружения возможного «зависания» льда в местах съезда на лед при колебаниях уровня воды в реке или водоеме. Если уровень воды в этих лунках составляет менее 0,9 толщины льда, то это свидетельствует о наличии «зависания» льда и возможности его обрушения.

В таких случаях лед обрушают искусственно, и на этих участках, в прибрежной части, устраивают специальные съезды с берега на прочный лед. Частота замеров толщины льда устанавливается местной гидрометеослужбой, но не менее 1 раза в пять дней, в оттепель – 2–3 раза в сутки.

Толщина льда, см, необходимая для пропуска грузов, т, определяется расчетом по формуле.

где n – коэффициент, учитывающий интенсивность движения (при интенсивности движения менее 500 машин в сутки n = 1.

a – коэффициент, зависящий от характера распределения нагрузки (для колесной нагрузки – 11; для гусеничной нагрузки – 9.

P – масса груза, т. Фактическая толщина льда определяется по формуле.

где H– фактическая толщина льда, см.

h пр – толщина прозрачного слоя льда, см.

h мут – толщина мутного слоя льда, см.

k 1 – коэффициент, применяемый при кратковременных оттепелях (k 1 = 0,5.

k 2 – коэффициент, учитывающий структуру льда (при раковистой структуре k 2 = 1). Допустимая толщина льда для различных нагрузок приведена в табл. 3.7.

Допустимая толщина льда при организации переправ машин через реки и водоемы.

Примечания: 1. При пешеходной переправе толщина льда должна быть не менее 15 см. 2. При средней температуре воздуха за последние 3 сут выше 0 °C допустимую толщину льда (при температуре —10 °C) следует умножать на коэффициент 1,5. 3. Указанные в таблице значения определены для пресноводного раковистого льда. Если лед наморожен или мутный (пористый), толщина льда увеличивается в 2 раза, на водоемах с соленой водой – в 1,2 раза. 4. Грузоподъемность льда при частых оттепелях и изменениях уровня воды следует устанавливать практически, пропуская по льду грузы. При этом необходимо уменьшать массу груза в 2 раза и более против норм, указанных в таблице. 5. Для стационарных нагрузок допустимая толщина льда увеличивается в 1,5 раза и более.

При малых толщинах льда производится естественное намораживание льда, что достигается регулярной очисткой льда от снега, начиная с толщины 15 см. Искусственное намораживание льда поливом водой производится при толщине льда 35–40 см. Искусственное намораживание осуществляется слоями толщиной от 1 до 5 см, толщина общего слоя допускается не более 20–40 % толщины естественного льда.

При интенсивном потоке движения транспортных средств усиление льда следует производить путем устройства настила по колее на поперечинах, укладываемых непосредственно на лед через 0,8–1 м, что позволяет увеличить грузоподъемность переправы на 20 %. При незначительной глубине реки или водоема устраиваются бродовые переправы.

Продолжительность замерзания воды при намораживании приведена в табл. 3.8, а глубина воды при переправе вброд людей и машин – в табл. 3.9.

Продолжительность замерзания воды при намораживании льда.

Наибольшая глубина воды, при которой возможна переправа вброд.

3.1.4. Мобильные здания.

Одним из важных этапов подготовительных работ при строительстве ВЛ является обеспечение персонала жильем, пунктом для приема пищи, производственными и санитарно-гигиеническими помещениями.

Мобильные здания модульного типа предназначены для пребывания людей в районах с температурой от —40 до +40 °C. Здание представляет собой цельную металлоконструкцию из штампованной листовой стали толщиной 0,8 мм. Основание выполнено из гнутого швеллера № 16 и штампованных профилей, обшитых листом 0,8 мм. Утеплитель – пенопласт ПСБ-С толщиной 100 мм, изолированный полиэтиленовой пленкой с обеих сторон. Пол набирается из досок толщиной 25 мм, покрывается ДСП и линолеумом, внутренняя обшивка (стены) – фанера ФК толщиной 6 мм. Стены и потолки покрываются обоями. Отопление электрическое. Водоснабжение осуществляется из бака для воды, заполняемого ручным насосом из источника водоснабжения. Благодаря особенностям конструкции модули легко.

транспортируются и хорошо переносят многократные перевозки. В зависимости от назначения мобильные здания укомплектовываются соответствующим оборудованием и мебелью. Здания-модули различного назначения выпускаются Волжским ОАО «Энерготехмаш.

Общежитие ОК-3-О. Здание предназначено для проживания трех человек, оборудовано кроватями, шкафами для одежды, обеденным столом, шестью электронагревательными печами, двухкомфорочными электроплитками, кухонными столами. Имеет три окна с двойным остеклением. Площадь здания – 23,38 м 2.

Жилой дом на два и четыре человека. Здание предназначено для проживания соответственно двух и четырех человек, имеет отопление, горячее водоснабжение, освещение. Оборудовано обеденным, кухонным и двухтумбовым письменным столами, водоподогревателем, резервной емкостью для воды (200 л), душевой кабиной, умывальником, мойкой, холодильником, кондиционером, масляными радиаторами. Габаритные размеры модулей: 9000x3000x2900 мм. Жилой дом на два человека оборудован двумя односпальными кроватями, а на четыре человека – двумя двухъярусными кроватями.

Комната отдыха выполнена в модуле стандартного размера. Оборудована холодильником, кондиционером, телевизором, видеомагнитофоном, журнальным столиком, масляным радиатором, вешалками. Площадь – 23,38 м 2.

Раздевалка (сушилка). Здание предназначено для сушки рабочей одежды работников механизированных колонн и оборудовано тремя металлическими шкафами, сушильными шкафами (20 шт.), десятью электронагревательными печами (ПЭТ.

Столовая СК-24 предназначена для приготовления пищи и одновременного обслуживания 24 человек горячими обедами. Столовая состоит из трех мобильных зданий: кухни, обеденного зала и склада. В комплектацию столовой входят электрическая двухкомфорочная плита мощностью 12 кВт, двухкамерный холодильник, электрический кипятильник непрерывного действия производительностью 100 л/ч, электрический котел вместимостью 60 л, три бака для воды по 200 л. Кроме того, в столовой имеются столы, табуреты, вешалки. Габаритные размеры в блокированном состоянии: 13 500x9400x2900 мм.

Общественный туалет ОТ-1, ОТ-3. Туалеты оборудованы унитазами, раковинами, шкафом для инвентаря, электронагревательными печами, водонагревателем. Длина: ОТ-1 – 9000 мм, ОТ-3 – 6150 мм.

Душевая Д-2 предназначена для проведения гигиенических процедур. Оборудована душем, водоподогревателем, электронагревательными печами, вешалками и др.

Модуль офис предназначен для проведения совещаний, деловых встреч, кабинетной работы. В состав модуля входят тамбур, туалет, кухня, рабочее помещение.

3.2. СООРУЖЕНИЕ ФУНДАМЕНТОВ.

3.2.1. Земляные работы.

Закрепление опор линий электропередачи может осуществляться как непосредственным заглублением их в грунт, так и при помощи различных видов фундаментов, наибольшее распространение из которых получили железобетонные сборные фундаменты, закапываемые в грунт. В слабых грунтах могут применяться незаглубленные фундаменты.

До начала работ по сооружению фундаментов должна быть произведена разбивка котлованов, выполнен подъезд, проведены очистка и планировка площадки для установки механизмов, доставлены на пикет все элементы фундамента. Если монтаж фундамента осуществляется в зоне расположения подземных коммуникаций, то работы предварительно должны быть согласованы с эксплуатирующей организацией. Разрыв во времени между разработкой котлована и монтажом элементов фундамента не должен превышать одного дня.

При разбивке контуров котлованов размеры котлована по низу и по верху закрепляются колышками с учетом применяемого фундамента. При этом необходимо учитывать крутизну откосов (отношение высоты откоса к заложению), которую допускает данный грунт (табл. 3.10.

Крутизна откосов котлованов, устраиваемых без крепления.

В нескальных незамерзших грунтах, расположенных выше уровня грунтовых вод, рытье котлованов с вертикальными стенками без крепления может осуществляться на глубину, м, не более.

в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах …………. 1.

в суглинках и глинах, кроме особоплотных…………………………. 1,5.

в особоплотных суглинках и глинах ……………………………………. 2,0.

В мерзлых грунтах к указанным выше значениям прибавляется глубина промерзания грунта.

Прямоугольные котлованы разрабатываются экскаваторами. Разработка котлованов бульдозерами производится в исключительных случаях, предусматриваемых ППР, когда удлиненная часть котлована расположена поперек направления стока поверхностных вод.

При устройстве котлованов механизированным способом не допускается нарушение естественной структуры грунта в основании. Для этого разработку ведут с недобором грунта на толщину от 100 до 200 мм. Случайные переборы грунта должны быть засыпаны песком, гравием или щебнем с тщательным уплотнением. Недобранный грунт следует разрабатывать вручную непосредственно перед установкой фундамента.

Основание под подножники должно быть выверено по нивелиру. Основания под анкерные плиты, служащие для крепления оттяжек, выверяются с помощью шаблонов. Отклонение от проектного уклона допускается в пределах 2°. Создание уклонов путем подсыпки грунта не допускается. Грунт, вынутый из котлована, укладывается на расстоянии не менее 0,5 м от бровок с таким расчетом, чтобы он не препятствовал производству последующих работ. Складирование конструкций, установка и движение машин у котлованов допускаются за пределами угла естественного откоса.

Котлованы, при необходимости, должны быть защищены от стока в них поверхностных вод путем устройства отводных каналов или обвалования. Перед установкой железобетонных деталей вода из котлована должна быть откачана. После откачки воды основание котлована должно быть зачищено до плотного грунта. При этом, если основание котлована окажется ниже проектной отметки, необходимо сделать песчано-гравийную подсыпку до проектной отметки и тщательно утрамбовать.

При устройстве фундаментов в условиях отрицательной температуры нельзя допускать промерзания котлованов. Установка фундаментов на промороженное основание запрещается.

Устройство фундаментов опор на больших переходах, при сильном притоке грунтовых вод, производится по индивидуальному проекту производства работ с применением шпунтовых ограждений, опускных колодцев или с проведением специальных мероприятий по искусственному водопонижению.

Разработка котлованов в скальных и полускальных грунтах осуществляется взрывным способом. Выполнение работ по образованию котлованов методом взрыва поручается специализированным организациям.

При наличии в грунте агрессивных по отношению к бетону вод должна выполняться битумная гидроизоляция поверхностей фундамента, соприкасающихся с грунтом.

При разработке котлованов в скальных и полускальных грунтах, а также котлованов, разрабатываемых буровыми машинами, недоборы грунтов не допускаются.

Для свободностоящих железобетонных или деревянных опор фундаментом может служить нижняя часть стойки, заглубленная в грунт. Котлованы для таких опор не копают, а бурят, так как при этом меньше нарушается естественная плотная структура грунта. Однако в слабых обводненных грунтах бывает необходимость установки опорных плит и ригелей, не умещающихся в пробуренном котловане. В таких случаях опора ставится в копаный котлован и после монтажа ригелей котлован засыпают привозным грунтом и трамбуют.

3.2.2. Монтаж сборных фундаментов.

Перед монтажом сборных железобетонных фундаментов необходимо очистить основание котлована, выверить и закрепить разбивочные оси фундамента. Расхождение отметок оснований двух котлованов одной опоры не должно превышать 10 мм. При установке фундаментов в слабых грунтах необходимо выполнить бетонную или грунтовую подушку. Грибообразные фундаменты должны устанавливаться с помощью металлических шаблонов или других приспособлений, обеспечивающих правильное расположение фундаментов в горизонтальной плоскости.

Снятие шаблона с анкерных болтов производится при засыпке котлована не менее чем на половину его глубины. Анкерные плиты, применяемые для опор на оттяжках, должны опускаться в котлован вместе с V-образными болтами, заведенными в петли анкерных плит с установленными углами их наклона. Соблюдение угла наклона V-образных болтов при выходе из земли достигается с помощью бревен, уложенных на краю котлована.

Обратная засыпка котлованов производится горизонтальными слоями толщиной от 25 до 30 см, непосредственно после установки и выверки фундаментов. Грунт при засыпке тщательно трамбуется. Засыпка фундаментов мерзлым грунтом и грунтом, перемешанным со снегом, не допускается. Высота засыпки должна приниматься с учетом осадки грунта с крутизной откосов 1:1,5.

Засыпка в болотистых и пойменных местах должна предохраняться от размыва водой путем одерновки, каменной отмостки или какого-либо другого покрытия. Грунт обратной засыпки уплотняется до проектной плотности. Для уплотнения рекомендуются электро– и пневмотрамбовки.

3.2.3. Свайные фундаменты.

Свайные фундаменты для стальных опор чаще всего применяются в слабых грунтах, для которых допускаемые давления малы. К числу таких грунтов относятся мелкие и пылевидные пески, насыщенные водой глины, суглинки и супеси. Применяемые сваи имеют квадратное сечение и сравнительно небольшую длину (до 7 м), но в отдельных тяжелых условиях применяются сваи других конструкций. Исходной точкой при разбивке мест погружения свай является пикетный столб, по которому определяется место установки опоры ВЛ. Перед разбивкой мест погружения свай производится планировка площадки путем срезания лишнего грунта, подсыпка грунта для планировки площадки не допускается. Погружение свай осуществляется вибропогружателями с вдавливанием. Железобетонные сваи большой длины забиваются дизель-молотами, навешенными на тракторы или экскаваторы.

Погружение свай вибропогружателями должно производиться, как правило, непосредственно в грунт. Однако при вдавливании свай в плотный или мерзлый грунт, с целью снижения усилий, разрешается бурение лидерных отверстий, обеспечивая их строгую вертикальность. Лидерные отверстия перед погружением свай заполняются водой до верха, но на непродолжительное время. Это облегчает погружение сваи. Размеры лидерных скважин приведены в табл. 3.11.

Диаметр и глубина направляющих скважин.

Увеличение размеров лидерных скважин или бурение рядом дополнительных скважин не допускается.

Рекомендуемое предельное время замачивания скважины, ч.

Глинистый грунт: плотный…………………………………………. 3.

средней плотности…………………………… 2.

слабой плотности……………………………. 1.

Суглинок лессовый с малой влажностью………………………. 0,5.

Выбор длины сваи и глубины ее погружения зависит от характеристики грунта и нагрузок на опору. Перед погружением свай нужно взять пробы грунта и сравнить их с условиями проекта. Если при сравнении обнаружатся расхождения, то необходимо решение проектной организации о допустимости применения в данном случае свай.

После погружения свай размеры между их центрами по горизонтали не должны отличаться от проекта более чем на 15 мм, а расстояния между вертикальными отметками свай – на 20 мм. Кусты погруженных свай соединяют ростверками.

3.2.4. Монолитные фундаменты.

Монолитные фундаменты устраивают в тех случаях, когда их сооружение из сборного железобетона на сваях по тем или иным причинам невозможно. Применяются как армированные, так и неармированные монолитные фундаменты. При устройстве монолитных фундаментов с приготовлением бетонной смеси на местах бетонирования следует особое значение придавать составу, расходу материалов и времени перемешивания в смесителях. Ориентировочный состав бетона и время перемешивания указаны в табл. 3.12 и 3.13.

Состав бетонной смеси и расход материалов на 1 м 3 бетона.

Наименьшая продолжительность перемешивания бетонной смеси в смесителях цикличного действия, с.

При бетонировании фундамента бетоном, привозимым с бетонного узла, дальность перевозки должна быть такой, чтобы к моменту укладки бетона в сооружение он не начал схватываться. Дальность перевозки бетонной смеси зависит от многих факторов (табл. 3.14.

Дальность перевозки бетонной смеси, км.

Примечание. Режим А – включение смесительного барабана за 10–20 мин до разгрузки; Б – включение барабана непосредственно после его наполнения сухим материалом; В – периодическое включение барабана во время транспортировки смеси; Г – готовая смесь без включения барабана в пути.

Активность цемента, применяемого для приготовления бетона, должна быть проверена строительной лабораторией в случае, если есть сомнения в соответствии фактической активности цемента указанной в заводском паспорте или с момента изготовления цемента до его применения прошло два месяца и более.

При приготовлении бетонной смеси в автобетоносмесителях, загружаемых сухой смесью, необходимо соблюдать следующие правила.

перемешивание должно начинаться не позднее, чем через 30 мин после загрузки заполнителей.

число оборотов смесителя на замес должно быть не менее 70 и не более 300.

При бетонировании армированных конструкций высота свободного сбрасывания бетона не должна превышать 2 м, а в неармированных фундаментах – 6 м. Толщина укладываемого слоя бетонной смеси должна приниматься в зависимости от средств уплотнения. При использовании ручных глубинных вибраторов толщина укладываемого слоя не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора.

При уплотнении поверхностными вибраторами толщина слоя не должна превышать: в неармированных конструкциях и конструкциях с одиночной арматурой 250 мм; в конструкциях с двойной арматурой 120 мм.

Продолжительность вибрирования должна обеспечивать достаточное уплотнение каждого слоя бетонной смеси, основными признаками которого являются: прекращение оседания смеси, появление на поверхности цементного молока и прекращение выделения пузырьков воздуха. По окончании бетонирования необходимо создать оптимальный температурно-влажностный режим в зависимости времени года.

При устройстве монолитных фундаментов необходимо обеспечить точность установки анкерных болтов и предохранение их резьбы от загрязнения бетоном. Бетонирование монолитного фундамента должно оформляться записями в «Журнале бетонных работ», куда заносят следующие данные.

даты начала и окончания бетонирования.

заданные марки бетона, рабочие составы бетонной смеси и показатели ее подвижности (жесткости.

объемы выполненных бетонных работ по отдельным частям сооружения.

даты изготовления контрольных образцов бетона, их число, маркировку, сроки и результаты испытаний образцов.

температуру наружного воздуха во время бетонирования.

температуру бетонной смеси при укладке (в зимних условиях, а также при бетонировании массивных конструкций.

тип опалубки и дату снятия опалубки конструкции.

При бетонировании необходимо также следить за правильным положением шаблонов, их разрешается снимать не ранее чем через 24 ч после окончания бетонирования. Опалубка снимается не ранее чем через 15 сут при температуре бетона +1 °C, через 10 сут при температуре бетона +5 °C и не ранее чем через 6 сут при температуре +15 °C. Окончательная приемка фундамента оформляется актом.

3.2.5. устройство фундаментов в скальных и вечномерзлых грунтах.

Устройство фундаментов в скальных и вечномерзлых грунтах связано с большими трудностями доставки на место монтажа сборных фундаментов, тяжелых мощных машин и т. д. поэтому стараются использовать естественную прочность грунта. Вместо фундаментов из сборного железобетона в скальных грунтах закладываются анкерные стержни, заливаемые цементным раствором. По достижении цементным раствором необходимой прочности выполняется надскальная часть фундамента в виде металлической колонки или из монолитного железобетона.

До начала бурения в скале вырубают приямок. После установки последнего стержня все анкерные стержни данного фундамента устанавливают в проектное положение, крепят инвентарными фиксаторами и только после этого заливают раствором. Цементный раствор применяется с водоцементным отношением 1:2 с включением добавок. Бетонирование надскальных железобетонных блоков производится обычным порядком.

При строительстве высоковольтных линий электропередачи на вечномерзлых грунтах наибольшее распространение имеют свайные фундаменты, при этом грунты в основании используются только в мерзлом состоянии. Грунты для основания в оттаявшем состоянии использовать нельзя. На вечномерзлых грунтах также применяются незаглубленные (поверхностные), анкерные и комбинированные фундаменты. Свайные, анкерные или комбинированные фундаменты на вечномерзлых грунтах выполняются с предварительным бурением или оттаиванием скважин.

Технические данные различных способов бурения скважин приведены в табл. 3.15.

Способы бурения скважин.

При сооружении ВЛ на пучинистых грунтах может происходить явление выпучивания (выталкивания вверх) фундаментов опор. Во избежание выпучивания фундаменты и опоры закрепляются ниже слоя сезонного промерзания – оттаивания, а также свайными ростверками с зазором между ростверком и землей не менее 0,15 м.

В грунтах, промерзающих зимой на глубину до 2 м, разработку котлованов ведут удалением с помощью буровых машин, разрезающих грунт на блоки массой до 5 т. Мерзлый грунт удаляют краном и трактором.

Буроопускные сваи применяются при температуре грунта ниже 0 °C с заполнением скважин грунтовым раствором. При этом важным показателем является продолжительность вмерзания свай. Ориентировочная продолжительность вмерзания свай при различных способах бурения скважин приведена в табл. 3.16.

Продолжительность вмерзания одиночных буроопускных свай.

Примечание. Меньшие значения показывают продолжительность вмерзания при погружении свай зимой и весной, большие – летом и осенью.

3.3. Сборка и установка опор ВЛ.

Все работы по сборке и установке опор производятся по проектам производства работ, разрабатываемым в соответствии со СНиП 12–01—2004. До начала производства работ по сборке и монтажу опор должна быть подготовлена площадка, на которой будут выполняться работы, на нее должны быть завезены элементы опоры. Все площадки должны иметь временные подъезды для автотранспорта и строительной техники.

В процесс сборки и монтажа опор входят: выкладка железобетонных стоек и отдельных элементов стальных опор, сборка опоры, установка опоры в проектное положение, ее выверка и закрепление.

Как правило, выкладка опоры и ее элементов производится вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях исходя из рельефа местности и из условий ее подъема в вертикальное положение выкладка и сборка опоры производится поперек оси трассы ВЛ.

На косогорах выкладку и сборку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ, траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередачи с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а также линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами и тросостойкой в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры до пересечения не меньше 1,5 высоты опоры. Это расстояние считается: от центра опоры до бровки кювета при пересечении с автодорогами; с железными дорогами – до проекции линий связи и автоблокировки, а при их отсутствии – до края основного земляного полотна; с оврагами – до их бровки; с реками – до уреза воды; с линиями связи и линиями ВЛ – до проекции их крайнего провода.

Если во время осмотра опоры перед сборкой обнаружатся отдельные элементы опор с повреждениями, то к сборке ее до исправления и замены этих элементов или деталей приступать запрещается.

3.3.1. Установка железобетонных опор.

Установка железобетонных опор производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разнице устанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаются вдоль оси ВЛ.

Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должно превышать одних суток.

При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производится установка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхних концов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовых связей.

После подъема и dle